Учитель-логопед Садовникова Г.С.
Артикуляционная гимнастика - как и зачем её выполнять?Весёлая артикуляционная гимнастика (Комплекс № 1) Попробуйте выполнить упражнения вместе с ребенком. Стихи читает взрослый, ребенок выполняет упражнения. Каждое упражнение выполняется перед зеркалом 3-5 раз по 5-10 сек, весь комплекс – 2 раза в день по 5-6 минут, упражнения выполняем с усилием, с напряжением мышц. 1. Улыбка Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук И. Передние верхние и нижние зубы (видны). Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца. 2. Трубочка. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук У. Подражаю я слону - губы трубочкой тяну. А теперь их отпускаю и на место возвращаю. 3. Улыбка, трубочка. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка. А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня. 4. Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. 5. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними зубами; 2) кончик языка за нижними зубами. Двигается только язык, а не подбородок! На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз. И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз. 6. Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается! Тик-так, тик-так, ходят часики вот так. 7. Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя. Язычок широкий, гладкий, получается лопатка. И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять 8. Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек. Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю. 9. Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий - узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит. Язык – иголочкой потом и потянем остриём. 10. Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас. Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз. (Комплекс № 2) 1. Постучимся в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. 2. «Лошадка». Пощёлкать кончиком языка, присасывая его к нёбу. Скок, лошадка! Скок, скок, скок! Цок, копытце! Цок, цок, цок! 3. «Маляр». Кончиком языка гладить нёбо, начиная от верхних зубов. Пригласили маляра, потолок белить пора. 4. «Дятел». Постучать кончиком языка в нёбо. Рот открыть пошире. Я на дереве сижу, червячка добыть хочу: д-д-д! 5. «Грибок». Пощёлкать языком, присосать к нёбу. Рот открыт, уздечка натянута. К нёбу язычок прижми, челюсть ниже отведи. Посмотри скорей, дружок, вырос в ротике грибок. 6. «Гармошка». Сделать «Грибок», рот открывать и закрывать, не отрывая язык. На гармошке я играю, рот пошире открываю. К нёбу язычок прижму, ниже челюсть отведу. 7. «Мотор». Язык у верхних зубов в виде «грибка». Вдох носом -выдох на «грибок». Язычок у нас мотор, заводи его шофёр: тр-р-р! 8. «Вкусное варенье» Широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху – вниз 2-3 раза в медленном темпе. 9. «Чашечка». Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек. Стараться поднимать боковые края языка. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНИХ ЗАНЯТИЙ С РЕБЁНКОМ v Выполняйте все рекомендации специалиста, которому Вы доверили своего ребёнка. v Старайтесь заниматься с ребёнком ежедневно, даже в выходные и праздничные дни, по 10-15 минут. Исключением могут лишь те дни, когда малыш плохо себя чувствует. v Для занятий выбирайте время, когда малыш не слишком возбужден или, наоборот, не слишком устал. В выходные и праздничные дни занятия лучше проводить в утренние часы. В будни отводите время для занятий после вечерней прогулки и ужина. v Создавайте эмоционально положительный фон занятия. Никогда не предлагайте ребёнку заниматься. Говорите: «Давай поиграем!» начинайте занятие словами: «У нас с тобой есть кое-что интересное в тетрадке. Давай-ка посмотрим…» или «Ой, смотри-ка, какое интересное письмо мы с тобой получили...» и т.п. v Помните, что для занятий с ребёнком можно использовать и время дороги в детский сад, и момент, когда вы готовите ужин, а малыш крутится возле Вас, и минуты, когда Вы укладываете кроху спать. Беседуйте с ребёнком о том, чем он занимался в детском саду, что было ему особенно интересно, что нового он узнал, чему научился. Учите ребёнка наблюдать за изменениями, происходящими в природе. Обращайте внимание малыша на транспорт, который едет по улице. Беседуйте о правилах дорожного движения, профессиях взрослых и т.д. в соответствии с рекомендациями, полученными в детском саду.
v Если Вам даны рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики, помните, что деть ее с ребёнком Вы должны ежедневно. Для этого Вам понадобится большое зеркало. Посадите ребёнка перед зеркалом так, чтобы он хорошо видел своё лицо. Сядьте у малыша за спиной, чтобы и Ваше лицо было хорошо видно в зеркале. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком. Хорошо, если выполнять упражнения вам будет «помогать» какая-нибудь игрушка, которую малыш с удовольствием будет учить выполнять трудные упражнения. Следите, чтобы спина малыша была прямой, ноги стояли на полу, плечи расслаблены. После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть и проглотить слюну, занимайтесь не более 5-7 минут. v Если Вашему малышу уже поставили и ввели в речь звуки, произношение которых ранее было нарушено, следите за этими звуками в речи ребёнка, требуйте и поправляйте, чтобы он их произносил правильно.
Помните, что Ваша речь всегда должна быть правильным примером и образцом для подражания!
18 мая 2016 в 11:37
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.